На главную Поиск по сайту Написать нам

Воспитательная работа в лицее

Структурно-функциональная модель системы воспитательной работы в УО «ГГОЛ» Структура организации идеологической работы в УО «ГГОЛ» Административные и социально-культурные связи УО «ГГОЛ» с учреждениями города, области и Республики


Направления воспитательной работы

Современная школа должна стать новым важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны не только высоко образованные, но и нравственно богатые, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В последние годы образование все чаще рассматривается как одно из самых необходимых общественных благ. Действительно, роль образования, включающее в себя воспитание, обучение и развитие, очень велика. Не случайно воспитание стоит в первом ряду. Не только ум, знание, компетенции, практические навыки, но и душа, чувства, телесное и духовные здоровье, смыслы жизни, стратегия поведения и конкретные поступки являются предметом воспитательной деятельности. Должное воспитание - это главная предпосылка к динамичному развитию и расцвету общества. Еще 200 лет назад А.С.Пушкин замечал, что все беды России происходят по одной причине - из-за отсутствия воспитания. Д.И.Менделееву принадлежат слова: «Знание без воспитания - это меч в руках сумасшедшего».

Бесспорно, что воспитание не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, сообразуясь с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Самое главное для успешного претворения в жизнь основных идей концепции модернизации образовательного процесса в целом и его важнейшей составляющей - воспитания, это личность учителя - воспитателя, его отношение к детям, работе.

Как гласит причта Сократа: «Три человека тащили огромные камни в город. Пот катился с каждого из них. Одного спросили:
- Что ты делаешь?
- Тащу эту проклятую ношу.
Второго спросили:
- Что ты делаешь?
- Зарабатываю на хлеб себе и своей семье, - бодро ответил он.
Третий на этот вопрос улыбнулся и сказал:
- Я строю замечательный храм, который простоит века на радость и утешение людям».

Вот оно разное отношение трех разных людей. Размышляя об алгоритмах успешной реализации задач воспитания подрастающего поколения, мы должны помнить:

Без памяти - нет истории,
Без истории - нет культуры,
Без культуры - нет духовности,
Без духовности - нет воспитания,
Без воспитания - нет Человека,
Без человека нет Народа!

Воспитание – сложный и многогранный процесс. Ребенок как объект воспитания находится постоянно под влиянием внешних факторов и людей, которые его окружают.

Воспитание – процесс длительный. В лицее четко сформирована система воспитательной работы. Данная система определяет содержание и основные направления воспитательной работы ученого заведения и ориентирована на формирование личности выпускника, обладающего социальными и образовательными компетентностями, позволяющими ему жить в изменяющемся мире, быть готовым к профессиональному и ценностному самоопределению.

Воспитательная система лицея основана на интеграции урочной и внеурочной деятельности, взаимодействии учебного заведения с культурными и общественными организациями и объединениями, единого социального заказа семьи, учащихся, общества.

Основные задачи воспитательной работы:

  1. Взаимодействие участников педагогического процесса - педагогов, родителей, общественности, самих учащихся.
  2. Формирование у учащихся системы знаний о роли личности в истории и ее ответственности за мир, природу, окружающую среду, гражданское общество, коллектив, свою семью, за самого себя.
  3. Мониторинг и анализ качества воспитательной работы. Формирование взглядов, убеждений, мотивации поведения через увлекательные для учащихся формы работы. Воспитание высококультурной личности.
  4. Развитие национального самосознания в условиях учебного процесса, внеклассной деятельности учащихся.
  5. Формирование ответственности поведения, умения противостоять чуждым идеям и асоциальным проявлениям; развитие навыков здорового образа жизни, самодисциплины.
  6. Формирование любви к Родине и гордости за свою страну.

Направления воспитательной работы в лицее:

1. Воспитание гражданственности и высокой нравственности:

Цели и задачи:

  • способствование осмыслению учащимися общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я»;
  • воспитание у учащихся правильной нравственной позиции;
  • создание процесса направленного на целостное формирование и развитие личности ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, самому себе, формирование чувства патриотизма и интернационализма, товарищества, коллективизма, активного отношения к действительности;
  • способствование превращению социально-необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка: честь, дом, совесть, достоинство.

Формы и средства реализации:

  • уроки гуманитарного цикла «Я – гражданин Республики Беларусь»
  • лицейское и классное самоуправление;
  • самореализация личности подростка: беседы, психологический практикум, профориентационный мониторинг;
  • организация и проведение тематических вечеров, бесед;
  • организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.

Критерии оценки:

  • результаты тестирования «Размышляем о жизненном опыте» с целью выявления нравственной воспитанности. Методика изучения мотивов участия лицеистов в деятельности. Результаты работы по определению общественной активности учащихся. Результаты анкеты «Я и смысл моей жизни».

2. Правовое воспитание:

Цели и задачи:

  • содействие самоопределению личности, создание условий для её реализации;
  • формирование у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
  • выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры, оказание помощи в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
  • ориентации на гуманистические и демократические ценности.

Формы и средства реализации:

  • уроки экономики, права;
  • изучение правил поведения в лицее и общественных местах;
  • лекторий «Подросток и Закон» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГАИ, медработниками);
  • встречи с представителями суда и прокураторы;
  • общелицейские мероприятия;
  • работа Совета профилактики;
  • работа Совета лицея.

Критерии оценки:

  • сформированность национального самосознания, патриотического долга, ответственности перед обществом. Отсутствие правонарушений и преступлений. Умение вести себя в общественных местах.

3. Патриотическое воспитание:

Цели и задачи:

  • формирование у учащихся высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, готовности к безупречному несению службы в рядах Вооруженных сил, приобщение к боевым и трудовым традициям народа, разъяснение истоков и пропаганда героизма в вооруженной защите Родины от врагов, воспитание гордости за подвиги старших поколений,уважение к историческому и культурному наследию страны.

Формы и средства реализации:

  • посещение и сотрудничество с музеями(военно-исторический музей,КПК г.Гомеля,галерея Г.Х.Ващенко)
  • месячник военно-патриотического воспитания;
  • программа «Поклонимся великим тем годам»;
  • совместная работа с военным комиссариатом;
  • военно-полевые сборы;
  • музыкально-литературные композиции («В песнях останемся мы»)
  • участие в военно-спортивных районных и городских мероприятиях;
  • классные часы и беседы, посвященные военной и патриотической тематике;
  • экскурсии, походы, праздники, творческие отчеты;
  • спектакли профессиональных театральных коллективов;
  • занятия в объединениях блока дополнительного образования (клуб «Клио»).

Критерии оценки:

  • любовь к своему городу, к людям, воспитание гражданской ответственности, желание любить и защищать свой край, свою страну.

4. Формирование здорового образа жизни:

Цели и задачи:

  • воспитание и стремление к здоровому образу жизни;
  • приобщение к занятиям физкультурой;
  • воспитание силы, воли, выносливости;
  • привитие любви к спорту;
  • воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
  • создание условий для физического развития учащихся.

Формы и средства реализации:

  • организация деятельности по охране здоровья и профилактике заболеваний;
  • организация работы спортивных секций и клубов по различным видам спорта (шахматно-шашечные кружки «Ладья», «8);
  • уроки физкультуры, хореографии, спецгруппы, индивидуальные занятия;
  • организация внутрилицейскихспортивных соревнований и мероприятий, участие в городских и районных мероприятиях;
  • Дни здоровья, Неделя физкультуры и спорта;
  • встреча с интересными людьми ( спортсменами, врачами и т.п.);
  • экскурсии;
  • общелицейские мероприятия;
  • организация досуга в общежитиях лицея.

Критерии оценки:

  • спортивные нормативы на уроках физкультуры;
  • показатели на спортивных соревнованиях по различным видам спорта;
  • число занимающихся в спортивных клубах, секциях,кружках;
  • общее психофизиологическое состояние детей;
  • результаты медицинских осмотров.

5. Морально-этическое воспитание:

Цели и задачи:

  • формирование любви, уважения, чувства долга к родителям, близким людям, ответственности и уважения к окружающим;
  • подготовка к семейной жизни;
  • воспитание сознательного отношения к совершенствованию окружающего социума, оказание различных форм социальной помощи людям;
  • формирование этнической и социальной толерантности, коммуникативных компетентностей на межкультурном уровне.

Формы и средства реализации:

  • обеспечение комфортных условий для развития ребенка;
  • индивидуальная работа с детьми и родителями;
  • психологическая поддержка семей;
  • классные часы;
  • коллективные творческие дела в классе;
  • родительский всеобуч, конференции, диспуты;
  • благотворительные акции;
  • родительские собрания.

Критерии оценки:

  • отсутствие недоброжелательной атмосферы в семье и классном коллективе;
  • сформированность здоровых духовных и материальных потребностей;
  • отсутствие учащихся на учете в наркологическом диспансере;
  • отношение к старшим, готовность оказать им посильную помощь.

6. Художественно-эстетическое воспитание:

Цели и задачи:

  • художественно-эстетическое развитие детей;
  • привитие чувства прекрасного;
  • помощь в раскрытии и реализации внутренних резервов (способностей, интересов, таланта, личностных качеств);
  • создание условий для развития творческих способностей учащихся;
  • формирование основ общей культуры, умение общаться, потребности к самовоспитанию.

Формы и средства реализации:

  • занятия в объединениях блока дополнительного образования (клуб «Диалог», кружок «ВИА»);
  • театрально-музыкальные гостиные «Творения, рожденные любовью»;
  • факультативы («Этика и эстетика»);
  • кружки (вокального пения, сольного пения, хореографические);
  • посещение театров, выставок, кинотеатров;
  • встречи с интересными людьми(актерами,музыкантами);
  • организация конкурса-фестиваля «Портрет моего класса»,творческих вечеров, концертов;
  • экскурсии (залы, музеи);
  • туристические поездки(Программа «Мая радзIма – Беларусь»)

Критерии оценки:

  • результаты творческой деятельности;
  • общекультурное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • уровень воспитанности.

7. Трудовое воспитание:

Цели и задачи:

  • формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков;
  • воспитание бережливости, расчетливости, трудолюбия;
  • социально-профессиональная адаптация;
  • развитие интереса к творчеству, занятиям народными ремёслами;
  • развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности.

Формы и средства реализации:

  • КТД трудовые (дежурство по лицею,десанты, , рейды, субботники,ремонт в общежитиях лицея);
  • общественно – полезный труд;
  • организация и проведение ярмарок, аукционов поделок, выставок предметов художественного промысла;
  • организация и проведение трудовой практики;

Критерии оценки:

  • отношение ребят к труду, участие в ОПТ;
  • сформированность трудовых навыков;
  • адаптация в трудовом коллективе;
  • охват ребят дополнительным внеклассным и внешкольным образованием;
  • умение ориентироваться в экономических отношениях (тесты).

8. Экологическое воспитание:

Цели и задачи:

  • формирование нового экологического сознания и экологически разумного поведения в современных условиях;
  • воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;
  • формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
  • развитие практических знаний и умений: изучение и оценивание состояния окружающей среды, принятие правильных решений по ее оздоровлению, предвидение возможных последствий своих действий;
  • В процессе реализации такой цели появляется необходимость в выделении ведущих аспектов:
    • Когнитивного — включение знаний из различных сфер постижения мира (науки, искусства, техники, философии, мифологии, народной культуры и др.), что позволяет детям осознать целостность и многогранность мира, его хрупкость и красоту, включённость человека во все процессы мироздания;
    • Аксиологического (ценностного) — осознание универсального значения природы в жизни каждого человека и человечества в целом, формирование нравственного и эстетического отношения к окружающей среде, готовности к принятию моральных и правовых принципов, норм и правил поведения в социоприродной среде.

Формы и средства реализации:

  • практическая деятельность по охране природы: участие в благоустройстве территории лицея, участие в экологических акциях;
  • урокигеографии , биологии ;
  • участие в лицейских,областных, республиканских конференциях;
  • экологические игры и конкурсы;
  • участие в работе лицейского экологического центра(рук.Рыдная Л.Э.)
  • научно-исследовательская деятельность «ЭНИО»(рук.Сапего Л.Н.,Бисева С.Н.);
  • экскурсии.

Критерии оценки:

  • проявление ребенком интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;
  • готовность ребенка участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;
  • потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
  • выполнение экологических правил поведения в окружающей среде становится нормой жизни, входит в привычку;
  • способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
  • наличие экологических знаний и навыков и потребности в их расширении;
  • проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческих видах деятельности;
  • эмоциональные реакции на явления окружающего мира — способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и др.

    Таким образом, речь идет о формировании экологической культуры, как части общей культуры личности, представляющей собой совокупность экологически развитых её интеллектуальной эмоционально-чувственной и деятельностной сфер.

9. Национальное воспитание:

Цели и задачи:

  • приобретение молодым поколением социального опыта, наследование духовного опыта белорусского народа, достижение высокой культуры межнациональных взаимоотношений, формирование у молодежи, независимо от национальной принадлежности, черт гражданина Республики Беларусь, развитой духовности, моральной художественно-эстетической, правовой, трудовой, экологической культуры;
  • обеспечение условий для самореализации личности в соответствии с ее потребностями, личных и общественных интересов;
  • формирование национального сознания и человеческого достоинства, любви к родной земле ,семье ,своему народу, желания работать ради развития государства, готовности его защищать;
  • воспитание правовой культуры: уважения к Конституции, законодательству Республики Беларусь, государственной символике, знание и выполнение законов;
  • обеспечение духовного единства поколений, воспитание уважения к родителям, старшим, культуре и истории родного края;
  • формирование языковой культуры, овладения и использования белорусского языка;
  • воспитание духовной культуры личности и создание условий для свободного формирования ею собственной мировоззренческой позиции;
  • утверждение принципов общечеловеческой морали: правды, справедливости, милосердия ,патриотизма, доброты и других добродетелей;
  • культивирование лучших черт белорусского менталитета- трудолюбия, индивидуальной свободы, глубокой связи с природой, толерантности, уважения к женщине, любви к родной земле;
  • формирование чувства хозяина и хозяйственной ответственности, предприимчивости и инициативы, подготовка детей к жизни в условиях рыночных отношений;
  • формирование социальной активности и ответственности личности через вовлечение воспитанников в процесс создания государства, реформирования общественных отношений.

Формы и средства реализации:

  • классные часы, уроки белорусского языка и литературы,истории, географии;
  • участие в фестивале-конкурсе «Портрет моего класса»;
  • проведение Недели белорусского языка и литературы;
  • проведение Дня родного языка;
  • встреча с интересными людьми;
  • работа кружка «Моýныясамацветы»;
  • выпуск газеты «Лицейский вестник»;
  • творческие связи с библиотеками города.

Критерии оценки:

  • приобретение знаний, выработка отношений к ценностям, которые в конечном итоге обуславливают мировоззрение и идеалы человека.

10. Семейно-родовое воспитание:

Цели и задачи:

  • обеспечение духовного единства поколений, сохранение семейных традиций, семейных реликвий, изучение родословной, приобщение детей к народным традициям, родному языку, традициям и обрядам;
  • усвоение базовых моральных ценностей и идеалов, культурных традиций,этических норм взаимоотношений между близкими и в общественном окружении, воспитание культуры поведения, способности заботиться о младших и беспомощных;
  • половое воспитание детей, развитие моральной чистоты, уважения к женщине, чувства дружбы ,любви, подготовка к супружеской жизни, привитие навыков воспитания детей в семье.

Формы и средства реализации:

  • уроки этики и эстетики;
  • классные часы;
  • тренинги;
  • общелицейские мероприятия;
  • проведение воспитательных мероприятий совместно с родителями;
  • встреча с интересными людьми.

Зам. директора по воспитательной работе Л.В. Герасименко

Присоединяйтесь к группе ВК и подписывайтесь на наш канал youtube!

Мы ВКонтакте Мы ВКонтакте

Комментируйте видео из жизни лицея, актуальные события,
участвуйте в опросах. Нам интересно мнение лицеистов и их родителей.

Etomite »

ГГОЛ

« Error »

Etomite encountered the following error while attempting to parse the requested resource:
« Execution of a query to the database failed »
      SQL: INSERT INTO `dbu`.cms_log_user_agents(id, data) VALUES('2270387926', 'http://commoncrawl.org/faq/')
      [Copy SQL to ClipBoard]
 
Parser timing
  MySQL: 0.2699 s s(4 Requests)
  PHP: 0.0911 s s 
  Total: 0.3610 s s